Главная » Юридические услуги » Защита в суде » Транспортные споры в Смоленске

Споры по договору перевозки груза, споры по договору перевозки пассажиров, споры по договору транспортной экспедиции

Ведение вашего дела всего от 5000 руб!

Специалисты юридической компании «Эрудит-Консалт Смоленск» имеют колоссальный опыт в разрешении в судебном и досудебном порядке споров по защите как перевозчиков и экспедиторов, так и интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в судах и иных организациях.

СПОРЫ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

Договор перевозки пассажира - это соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Договор регламентируют ст. 786, 790, 792, 795, 796, 800 Гражданского кодекса РФ, а также транспортное законодательство.

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

Данный договор является публичным - используется транспорт общего пользования!

Стороны договора: пассажир (физическое лицо) и перевозчик - специализированная организация.

Существенное условие договора - его предмет - услуга по доставке пассажира в пункт назначения.

Форма договора - простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа - багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

ОБЯЗАННОСТИ

- Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно приобретенному билету либо другое место с согласия пассажира.

- Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы с оплатой по установленному тарифу

- Пассажир вправе объявить ценность сдаваемого им багажа с уплатой установленного сбора

- Пассажир вправе продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора

- Пассажир вправе делать остановку в пути следования

- Пассажир вправе бесплатно провозить с собой детей (или на иных льготных условиях), ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок.

- При несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату

- За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку (носит исключительный характер)

- Прибывший багаж хранится бесплатно в течение суток. Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается. Утраченным считается багаж, который не выдан в течение 10 суток с момента прибытия.

ОТВЕТСВЕННОСТЬ

Перевозчик несет ответственность (при наличии вины) в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в пригородном и, конечно же, городском сообщении).

К отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе в части компенсации морального вреда (ст. 15).

В случае причинения вреда здоровью или жизни пассажира перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 Гражданского кодекса «Обязательства вследствие причинения вреда», т.е. вне зависимости от вины.

СПОРЫ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Судебные споры, возникающие из договора перевозки, регулярно встречаются в нашей судебной и арбитражной практике. Это заявления о взыскании сумм задолженности по договору перевозки, исковые заявления о взыскании штрафов, процентов за пользование чужими денежными средствами, порче или утере груза и т.д. Основной правовой базой для разрешения споров возникающих из договоров перевозки являются нормы гл. 40 Гражданского кодекса РФ.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю (управ. на получение груза лицу), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной: коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 Гражданского кодекса РФ)

Содержание договора перевозки груза

ПЕРЕВОЗЧИК ОБЯЗУЕТСЯ

- подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза (отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств непригодных для перевозки соответствующего груза)

- обеспечить сохранность груза

- доставить груз в установленный срок в пункт назначения и уведомить получателя о пребывании груза (в случае возникновений в ходе перевозки груза каких-либо препятствий к дальнейшей его перевозке перевозчик обязан известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с указаниями последнего)

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ ОБЯЗУЕТСЯ

- предоставить груз в соответствующей упаковке (таре и т.д.), обеспечивающей полную сохранность груза

- при перевозке скоропортящихся грузов предоставить удостоверение о качестве

- уплатить плату за провоз

- осуществить погрузку груза (в соотв. с условиями договора)

Срок выполнения погрузки регулируется договором перевозки, транспортными уставами и кодексами.

ПОЛУЧАТЕЛЬ ОБЯЗУЕТСЯ

- принять груз, поступивший в его адрес (он вправе отказаться от принятия груза только в случае, если качество груза изменилось настолько, что исключает возможность его использования)

- в случае прибытия «незаказанного» груза, получатель обязан принять его на ответственное хранение (обеспечить сохранность груза и незамедлительно уведомить об этом), выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствие с полученными указаниями собственника.

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТВЕСТВЕННОСТИ ПО ДОГОВУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

- не сохранность груза

- не подача транспорта

- просрочка доставки

- нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.

Ст.796 ГК РФ (п.2) ограничивает ответственность по договору перевозки грузов пределами стоимости перевозимого груза.

Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии вины, в форме неустойки, которая носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются. Бремя доказывания отсутствия вины лежит, конечно же, на перевозчике.

Примерный перечень причин освобождающих перевозчика от ответственности, предусмотренный транспортными уставами и кодексами:

- вина получателя или грузоотправителя

- особые естественные свойства самих грузов

- недостатки упаковки или тары

- сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств (при перевозке, хранении)

- сдача груза к перевозке, влажность которого превышает установленные нормы

Ответственность предусматривается за:

- неправильное указание сведений грузоотправителем о грузе в транспортных документах

- выдачу груза не в пункте назначения

- утрату перевозочных документов

- несвоевременный вывоз груза (в форме повышенной платы за хранение груза)

 Законодательством Российской Федерации предусмотрен  обязательный претензионный порядок заявления требований к перевозчику (то есть до подачи искового заявления в суд обязательно предъявление письменной претензии). Основания для предъявления претензии, а затем и иска удостоверяются соответствующими доказательствами.

СПОРЫ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Хотя договор транспортной экспедиции и имеет общую направленность с договором перевозки, по предмету договора они существенно отличаются друг от друга. В п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ четко дано определение договора транспортной экспедиции: одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции регулируется соответствии с гл. 41 Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности». Кроме этого существуют Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории РФ, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями, ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Неотъемлемой частью договора экспедиции являются экспедиторские документы. К ним относятся: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Поручение экспедитору определяет перечень и условия оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Оно должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, объеме, весе, количестве грузовых мест. Форма заполняется в двух экземплярах и подписывается клиентом. Экспедитор рассматривает полученное поручение в установленные договором сроки и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании (отказе в согласовании) транспортно-экспедиционных услуг. При этом в случае отказа необходимо указать причину. После получения клиентом согласованного поручения оно подлежит исполнению. Клиент вправе отозвать свое поручение в любой момент до его полного исполнения в письменной форме, возместив экспедитору фактические расходы, понесенные в связи с исполнением поручения.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Она выдается экспедитором при приеме груза и предоставляет ему право распоряжаться грузом во время перевозки. Бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах. Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

Складская расписка используется тогда, когда экспедитор оказывает услуги по хранению клиентского груза. Она заполняется и подписывается экспедитором, составляется в двух экземплярах. Формы, утвержденной Минтрансом России, на сегодняшний день не существует. Поэтому экспедитор может использовать форму, разработанную им самим. Однако это касается только перевозок внутри страны. При оказании международных перевозок экспедиторы должны использовать стандартные экспедиторские документы, утвержденные FIATA (Международной федерацией экспедиторских организаций).

Если же экспедитор организует перевозку по поручению клиента и для него (использует посреднический договор), то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, является отчет экспедитора, в котором отражаются следующие данные:

- суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора

- документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг (договоры с каждым из перевозчиков, счета-фактуры, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей)

- сумма вознаграждения экспедитора

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НУЖНО:

1) зафиксировать конкретный перечень услуг, которые клиент хочет получить от экспедитора

2) тщательно продумать и четко описать в договоре либо приложениях к нему маршрут передвижения

3) описать все характеристики груза и его свойства, а также собрать информацию, которая потребуется экспедитору для выполнения его обязательства

4) четко определить сроки разгрузки

5) распланировать порядок уплаты (и сроки) вознаграждения экспедитору

6) удостовериться в лицензии экспедитора. Потому что некоторые элементы транспортно-экспедиционной деятельности, к примеру, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом опасных грузов, подлежат обязательному лицензированию (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Согласно ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность на основании и в размере, которые определяются главой 25 ГК РФ.

Однако если экспедитор сможет доказать, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает.

Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлены специальные нормы об имущественной ответственности экспедитора, предусматривающие предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей.

Однако, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он освобождается от возмещения ущерба.

Согласно ст. 9 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

На случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) клиентом обязанности по предоставлению экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению соответствующей информации.

Если клиент необоснованно отказывается от оплаты расходов, понесенных экспедитором, то в этом случае клиент уплачивает штраф в размере 10% суммы произведенных расходов.

Несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов будет стоить клиенту неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитора, а также понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ЭРУДИТ-КОНСАЛТ СМОЛЕНСК» ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:

1)  Представление Ваших интересов в судебных и иных госорганах по транспортным спорам

2)  Разовое правовое консультирование и абонентское юридическое обслуживание деятельности субъектов транспортного рынка.

3)  Консультирование, представление интересов в лицензирующем органе, юридическое сопровождение процесса лицензирования на железнодорожном транспорте.

4) Представительство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:

- Об оспаривании нормативных правовых актов

- Об оспаривании ненормативных правовых актов, в том числе решений лицензирующих, налоговых и других государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

- Об оспаривании действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

- Об административных правонарушениях

- О взыскании обязательных платежей и санкций

5) Юридическое сопровождение инвестиционных проектов при строительстве и реконструкции транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, железных дорог, мостов, терминалов, тоннелей).

И многое другое...

О ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «ЭРУДИТ-КОНСАЛТ СМОЛЕНСК»

  • Мы работаем с 1996 года
  • Помогаем решать самые сложные задачи в области грузоперевозок
  • Более 30 сотрудников в штате, в том числе эксперты по логистике и организации движения
  • Большой офис в самом центре города
  • Мы дорожим своей репутацией 

Если Вам срочно требуется адвокат по транспортным спорам в Смоленске, просто позвоните нам.

Телефоны для информации в Смоленске:+7(4812) 40-11-66, +7(903) 893-06-65